Не смейтесь. Я понимаю, что то, что здесь написано, читают исключительно люди, имеющие отношение к собакам, но это Люди, причём самые лучшие для меня…
Так вот, делюсь своими последними открытиями. Мысли о взаимоотношениях между людьми когда один в какой-то момент — наставник, другой — ученик, зрели в моей голове давно, но оформить как-то не получалось. История, которая постоянно разворачивается перед моими глазами, уходит корнями глубоко в историю. Всё повторяется.
В 1922 году написано
«Часто – чаще, чем думаем, бывает, что лишь издали порываясь к человеку, домогаясь его, пока он для нас – недоступная святыня, мы любим и идеализируем его, и тогда обладаем этим великим талисманом творческой идеализирующей любви, которая прекрасна для всех: и для любимого, ибо незаметно влияет на него, — и для тебя самого, — ибо ради нее ты сам делаешься лучше, деятельнее, талантливее, чем ты есть!
Но вот, идеализируемый тобой человек делается для тебя доступным и обыденным. И просто потому,что ты сам плох, обладание любимым, ставшее теперь простым и обыденным делом, роняет для тебя твою святыню, — незаметным образом огонь на жертвеннике гаснет. Идеализация кончается; секрет ее творческого влияния уходит вместе с нею. И ты оказываешься на земле, бескрылым, потерявшим свою святыню – оттого, что приблизился слишком близко к ней!
Любимый, идеализируемый друг – залог твоего возрастания – делается для тебя «достойным».Иерусалим делается всего лишь грязным восточным городом! И из-за его восточной грязи ты более не способен усмотреть в нем его вечной святыни! Прекрасная невеста прекрасного ради нее жениха стала затрапезною женою отупевшего мужа…
Потеряв тайну идеализации, мы перестаем усматривать лес за кустами, видим одни эти кусты и близоруко удивляемся – куда же девался прекрасный лес, который мы так ясно видели, пока смотрели издали! А закрыв свой взор этими кустами и ближайшими сорными травами, мы потом все более укрепляемся в убеждении, что это мы. В самом деле, должно быть, «ошиблись», пока идеализировали издали и нам казался прекрасный лес.
С того момента, когда идеализация кончилась так или иначе, дальнейшее сожитие людей становится просто во вред, ибо оно притупляет, угнетает, лишает сил обоих. Ты утерял веру в меня, — с этого момента ты роняешь меня, гнетешь, отнимаешь у меня способность действия. Лучше разойтись, и как можно скорее!
Вот так-то бывший любящий и любимый ученик становится Иудою предателем.
Пока видит и приветствует человек в своем ближнем и друге его алтарь, то и в себе живет преимущественно своим алтарем; а когда в другом начинает замечать задворки,наверное, тогда судит с точки зрения своих собственных задворков и из-за них не видит ничего выше и поучительнее себя самого!
И знаете ли, отчего человек так часто предпочитает судить ближних со стороны задворков и так скупо и редко идеализирует?Это оттого, что судить с задворков проще и успокоительнее для себя, — это тайное оправдание себя самого и своих задворков: а идеализация другого обязывает и самого того, кто идеализирует, ведет к труду, к самокритике!…
…Психологически понятно, что человек усматривает в другом те грехи, которые по опыту знает в себе. Чистый знает и других как чистых….
…«Дьявол-клеветник опорочивает мир и людей, подыскивает на них обвинения, издевается над идеализацией, объявляет ее ошибкой и вместе с тем убивает и разрушает!.. И из друга-ученика человек незаметно превращается в клеветника и предателя! Вот трагедия из трагедий человеческой души!»…
Какие глубокие наблюдения!!!!Надо вникнуть и в другие его работы.
СПАСИБО,Марина!
Аня, другие работы посвящены в основном принципу доминанты, про которую, кстати, я писала вроде бы где-то раньше. Он первый его открыл. Хотя, скорей всего что я ошибаюсь. Он был весьма разносторонней личностью. Достояние. Умер в Ленинграде во время блокады. Будет время, надо почитать